Почему в детском футболе стоит уйти от строгих задач и как найти общий язык с родителями?, Поговорим о проблемах детского футбола, Сочинская Городская Федерация Футбола. Официальный сайт

Новость

21 июля

Почему в детском футболе стоит уйти от строгих задач и как найти общий язык с родителями?

21 июля

Почему в детском футболе стоит уйти от строгих задач и как найти общий язык с родителями?

«Игра - высшее выражение человеческого развития в детстве, потому что она сама по себе является свободным выражением того, что находится в душе ребенка» Фридрих Фрёбель.

«Единственное, чего я опасаюсь, что в детском футболе мы слишком много обращаем внимания на результат. Малышей надо освободить от турнирных таблиц, задач, побед. Дети должны получать удовольствие от самой игры в футбол. А тут все эти места, медали, родители, которые порой из-за поражений детей приходят в бешенство. Тут явно надо что-то поменять», - в одном из интервью председатель Сочинской городской федерации футбола Георгий Варельджан затронул, пожалуй, одну из главных проблем детского футбола в России.

Говорим в России, поскольку во многих европейских странах методика воспитания молодых футболистов значительно отличается. Если у нас руководители, тренеры, родители требуют от детских команд сиюминутного результата, то в Германии или Нидерландах до определенного возраста дети даже не принимают участия в соревнованиях, либо делают это в игровой манере.

Основная задача для тренера в данном случае: дать ребенку почувствовать мяч и понять, какие задатки у него есть с точки зрения дальнейшего развития. Когда ребенок становится старше и уже видно, какие у него есть сильные стороны: дриблинг, скорость, борьба - до него начинают доносить тактические моменты, обучать играть правильно. И делать это значительно легче, ведь на первом этапе он уже научился владеть мячом, знает, как нужно поставить ногу, принять и отдать. Признаемся, что даже на высшем уровне у российских футболистов проскальзывает недостаток первичных навыков при обработке мяча, и всё идет из детства.

Вот мнение тренера Академии «New York Red Bull» Валерия Пищик:

«Применимо к спорту - только в игре можно научиться финтам, ловкости, креативности и всем техническим и тактическим секретам футбола (либо любой другой игры). Чем меньше давления, линий и строгих указаний ребёнку - тем ярче и свободнее он играет. Когда ребёнок учится говорить, то мы помогаем ему формировать слова из звуков. Но мы не решаем за него, что именно он говорит - тоже самое и в игре, свободно принять решение игрок может, если он вовлечён в игру, ошибается и получает опыт в игре. Когда он не чувствует давления (негативных последствий за ошибки) со стороны тренера, родителей, партнеров по команде.

А вот что думает насчет данного вопроса сочинский тренер Отари Пруидзе:

«Во всем должна быть золотая середина. Воспитание игроков без нацеленности на результат может привести к тому, что в будущем этот игрок просто не будет «заряжен» на победу своей команды. С другой стороны, нельзя строго спрашивать за результат в столь юном возрасте, чтобы психологически не ломать игрока. Также большой проблемой современного детско-юношеского футбола являются амбиции родителей. Некоторые просто неадекватно ведут себя по отношению к игре своего сына. На турнире в Испании почерпнули для себя, что родители, наоборот, поддерживают своих детей, даже когда у них ничего не получается на поле. Поэтому с родителями тренеру нужно работать не меньше, чем с детьми. Нужно постоянно им объяснять, как им себя вести с юным спортсменом. И ни в коем случае не допускать того, что в игре и тренировочном процессе они довлели над тренером. А вот тренер не должен кричать и ломать психологически молодых игроков, только грамотные подсказки и поддержка».

Отдельная история – это психология молодого спортсмена, о которой выше уже высказывался Отари Лаврентьевич. Звездами футбола станут далеко не все, но родители зачастую видят в своем чаде будущего обладателя «Золотого мяча». Желание добиваться успеха и видеть успехи своего ребенка естественно и понятно. Однако, иногда оно переходит грань и тогда под вопросом может оказаться уже не только карьера юного футболиста, но и его уверенность в своих силах вне поля.

Здесь хочется привести слова спортивного психолога Милицы Ясеневской, которая поднимала данную тему на лекции, посвященной хоккею, но ее тезисы подходят и к футболу.

«В самом начале пути дети только в общих чертах понимают, что из себя представляет тот или иной вид спорта, — говорит Ясеневская. — Родители же в это время уже видят, каких побед их чадо достигнет в будущем. Как итог - завышенные ожидания порождают в детях дополнительный дискомфорт и иногда даже комплексы».

По словам эксперта, в картине мира ребенка проблем нет, а есть навыки, которые он еще не освоил. Но часто ведется диалог тренеров и родителей именно о проблемах ребенка. Получается, что дети являются, словно третьими лишними в любовном треугольнике. Без них всё решают, а потом что-то требуют. При этом способности ребенка развиваются только в той области, которая ему интересна и где он занимается по собственному желанию.

Если все-таки переходить на новую модель воспитания игроков, то нужно всем тренерам в отдельно взятом городе, например, действовать в одном направлении. А то может появится такая проблема, что одни тренера не ставят задачу выиграть в каждом матче, для них важнее воспитать из юного игрока настоящего футболиста. А другие «накачивают» своих подопечных только на победу (иногда еще и выставляя неофициально более взрослых ребят). И выходит, что в матче одни крупно побеждают других, ломая при этом психологию тех, перед которыми не ставили задачу во что бы то ни стало выиграть здесь и сейчас.

К сожалению, чаще всего в погоне за результатом тренер ставит «сильный» состав. В детском футболе «сильный» состав понятие относительное. Это или крупные ребята, или скоростные игроки. В более раннем возрасте результат добудет один единственный мальчик, который хорошо ведёт мяч и обводит. Так как состав ограничен, 4-8 полевых игроков в зависимости от возраста, на игру попадают не все. В итоге, «слабые» ребята по мнению тренера сидят на скамейке от матча к матчу. А если и выходят на поле, то крайне редко. Всё это ведёт к проблемам.

Кто-то теряет мотивацию и уходит из футбола. Кто знает, сколько будущих Варди, Анри, Неймаров или Месси с Роналду покинули футбол в 9-14 лет?

Исходя из этого, можно сделать вывод, что любому мальчику, который только-только начал заниматься футболом, необходимо привить любовь к самому процессу. И когда он ощутит, что у него получается хорошо вести мяч, забивать голы или ловить мячи, либо же отдавать точные передачи, то желание побеждать придет, само собой. И тут тренер уже даст им новую информацию - о том, как этого результата добиваться. А родителям просто нужно всегда поддерживать своего ребенка.